ВИЧ-инфекция и СПИД в России – оценка социально-экономических потерь общества, эффективность медикаментозной терапии, совершенствование институциональной базы борьбы с этой инфекцией
Л.Д.Попович, Е.Г.Потапчик, Ю.В.Пусачева
Независимый Институт Социальных Инноваций, Москва
Распространение ВИЧ инфекции с последующей смертью от СПИД оказывает многофакторное деструктивное воздействие на все субъекты экономики, начиная от уровня домохозяйств и заканчивая уровнем экономики страны в целом.
Распространение эпидемии ВИЧ инфекции прежде всего сказывается на демографических показателях, приводя к снижению численности населения и ожидаемой продолжительности жизни. Передача ВИЧ инфекции через гетеросексуальные контакты обуславливает преимущественное заражение молодой части населения. Возрастание общей смертности среди лиц репродуктивного возраста ведет к уменьшению рождаемости. Для стран с отрицательным приростом населения, таких как Россия, масштабная эпидемия ВИЧ инфекции может усугубить демографические проблемы.
Углубление эпидемии ВИЧ инфекции приводит к снижению качества рабочей силы. ВИЧ-позитивные люди, зная о неминуемой смерти, теряют интерес к совершенствованию профессиональных навыков, к образованию, что существенно снижает производительность их труда.
Распространение эпидемии ВИЧ инфекции приводит к росту государственных расходов на здравоохранение и социальное обеспечение. Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным, включая дорогостоящее медикаментозное лечение и стационарное лечение в терминальной стадии заболевания, профилактические мероприятия по противодействию эпидемии требуют привлечения дополнительных средств и перераспределения имеющихся ресурсов здравоохранения.
Помимо качественных оценок, в разных странах проводились количественные расчеты социального бремени СПИД/ВИЧ для общества. При этом было показано, что структура социальной стоимости ВИЧ инфекции отличается от других заболеваний, имея значительно более высокую долю косвенных издержек, чем в случае других болезней. Производственные потери в большей степени определяются относительно молодым возрастом возникновения СПИД и относительно ранней преждевременной смертностью. Исследования подтверждают, что потери совокупного человеческого капитала в результате смерти от ВИЧ инфекции значительно выше, чем от любой другой причины смерти, включая ДТП, самоубийства, инсульт и инфаркт, что связано с более молодым возрастом смерти1.
По оценке канадских ученых, для ВИЧ инфекции косвенные издержки превышали прямые издержки в 2,4 раза2. Аналогичные результаты получены в исследованиях американских3, китайских4, индийских5, австралийских6 исследователей. Результаты анализа агрегированных потерь благосостояния от распространения ВИЧ инфекции в 25 европейских странах7 показали, что за период 1995-2001 гг. общие потери благосостояния для всего региона составили около 16% ежегодного ВВП всех рассматриваемых стран. При этом очень высокие уровни подушевых потерь благосостояния наблюдаются в Украине, России, Белоруссии, Казахстане и Молдове.
В России исследования экономических последствий ВИЧ-инфекции проводились разными организациями, причем наиболее активно в начале 2000-х годов (Всемирный банк8, Международная организация труда9 и Программа развития ООН10). Полученные оценки влияния ВИЧ эпидемии на макроэкономические показатели различались в зависимости от специфики применяемых моделей, однако исследователи сошлись во мнении, что в результате распространения ВИЧ эпидемии в России ВВП страны может сократиться к 2050 г. не менее, чем на 5%.
В 2013 году НИУ ВШЭ был проведен уточненный расчет социально-экономического бремени ВИЧ для России. В расчет включались только материальные издержки, при этом учитывались только государственные расходы, оставляя вне расчетов расходы граждан, бизнеса, международных организаций, благотворительные взносы и др. В составе прямых затрат учитывались как медицинские расходы (затраты на оказание медицинской помощи и проведение вторичной профилактики), так и прочие затраты (вложения в первичную профилактику, научные исследования, развитие сети центров по профилактике и борьбе с ВИЧ и др.). В состав косвенных затрат включались расходы в связи с отсутствием на рабочем месте в результате временной утраты трудоспособности по болезни и потери общества в связи с преждевременной смертностью больных СПИД.
Результаты расчета приведены в таблице11.
Виды издержек | Величина (млн.руб.) |
Прямые медицинские издержки | 20 566,6 |
Расходы федерального и региональных бюджетов на приобретение диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С |
16898,4 |
Расходы на оказание амбулаторной помощи ВИЧ-инфицированным и проведение вторичной профилактики | 3331,9 |
Расходы на стационарную помощь для ВИЧ-инфицированных | 336,3 |
Прямые немедицинские издержки | 2 385,9 |
Совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, вызываемых ВИЧ-инфекцией | 754,6 |
Развитие единой системы мониторинга и оценки в области противодействия ВИЧ инфекции среди населения | 35,9 |
Мероприятия по первичной профилактике ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С | 143,9 |
Научные исследования | 27,5 |
Развитие сети центров по профилактике и борьбе с ВИЧ | 1378,2 |
Расходы на управление | 24,1 |
Целевой взнос в Объединенную программу ООН по борьбе с ВИЧ/СПИД | 21,8 |
Косвенные издержки | 69 375,5 |
Производственные потери в результате преждевременной смертности | 58287,2 |
Производственные потери за счет дополнительных дней нетрудоспособности | 11088,3 |
Социально-экономические потери | 92 328,0 |
Кроме этого, НИУ ВШЭ была проведена оценка потенциального снижения социально-экономического ущерба для общества в результате проведения ранней АРВ терапии всем взрослым ВИЧ инфицированным (за исключением больных в терминальной стадии – больных СПИДом). В модели предполагалось, что инфицированные получат раннюю АРВ терапию вне зависимости от уровня CD4, сразу после установления диагноза ВИЧ. В результате примененной модели удалось показать, что общее число потенциально предотвращенных случаев заражения в этих условиях могло составлять 34216 случаев, в первую очередь за счет за счет значительного сокращения передачи инфекции в серодискордантных парах. В исследовании было показано, что ранняя АРВ терапия изменит характер развития эпидемии ВИЧ/СПИД в России на более благоприятный, приводя в горизонте планирования до 2020 года к предотвращению потери более чем 342 тысяч человеко-лет жизни.
Однако в настоящее время эпидемия ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации распространяется нарастающими темпами12. При этом необходимо учесть, что в связи с прекращением Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)» в настоящее время финансирование мероприятий по борьбе с ВИЧ/СПИД, включая закупку диагностических средств и антивирусных препаратов, должно осуществляться в рамках Программы развития здравоохранения до 2020 года. Все вопросы изыскания средств для достаточного финансирования и достижения установленных показателей являются ответственностью региональных органов исполнительной власти. Это приводит к тому, что Россия не предусматривает реализации целых блоков мероприятий, которые рекомендуются Объединенной Стратегией ООН до 2015 года (Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS) Strategy-2015)13.
Происходящая в настоящее время децентрализация и фрагментация борьбы с распространением инфекции может существенно снизить и так недостаточную эффективность политики в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД в России. Очевидно, что без выработки единой национальной политики/стратегии, создания единого координационного органа высокого уровня и единой системы мониторинга и оценки деятельности в области ВИЧ/СПИД невозможно рассчитывать на эффективную борьбу с этой эпидемией. Поэтому в первую очередь необходимо предпринять меры по синхронизации запланированных в России мер14 с предложениями UNAIDS. В условиях нарастающего дефицита ресурсов тем важнее становится объединение усилий всех возможных участников процесса и формирование комплексного подхода как на уровне федеральных органов власти, так и в регионах.
В этой связи дополнительным аргументом для лиц, принимающих решения в сфере здравоохранения, могут стать проведенные оценки социально-экономического потерь от эпидемии ВИЧ/СПИД и выгод от вложений в раннюю АРВ терапию для экономики России.
- Hanvelt, Robin A., et. al., «Indirect Costs of HIV/AIDS Mortality in Canada,» AIDS 8 (10), 1994
- Health Canada, Economic Burden of Illness in Canada 1993, Ottawa, 1997, Table 1, page 9
- Hutchinson AB. Et al., The economic burden of HIV in the Unites states in the era of highly active antiretroviral racial and ethnic differences, J Acquir Immune Defic Syndr.,2006, Dec. 1; 43 (4):451-7
- The Socioeconomic Impact of HIV/AIDS in China, Research Team «The Socioeconomic Impact of HIV/AIDS», August 2002
- Sanghamitra D. et al., Economic cost of HIV and AIDS in India: Integrating Mental Health in Welfare Evaluation, The World Bank funded study, Indian Statistical Institute, New Delhi, July 2007
- The impact of HIV/AIDS in NSW mortality, morbidity and economic impact: Health Outcomes International Pty Ltd in association with the National HIV Centre in HIV Epidemiology and Clinical Research, December 2007, www.health.nsw.gov.au.
- Fimpel J. and Stolpe M., The Welfare cost of HIV/AIDS in Eastern Europe: An Empirical Assessment Using the Economic Value-of- Life Approach, iHEA 6th World Congress 2007, No. 1297.
- К. Рюлль, В. Покровский, В. Виноградов «Экономические последствия распространения ВИЧ-инфекции в России», Всемирный банк, май 2002, www.worldbank.org.ru.
- Misihina S., Pokrovsky V, Mashkilleyson N., Pomazkin D. A model of social policy costs of HIV/AIDS in the Russian Federation, ILO, 2003
- S. Sharp, The Economic Impact if HIV and AIDS in Russia, Current Trends and Perspectives, UNDP
- С разрешения авторов.
- Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, hivrussia.ru.
- GETTING TO ZERO. UNAIDS Strategy 2011-2015. UNAIDS/10.12E/JC2034E (English original, December 2010).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 февраля 2012 г. N 16 «О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»